Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №3 (3), 2017

УДК 316.4

Дата публикации 01.12.2017

Использование экономико-математических моделей в управлении автосервисами

Захарова Светлана Германовна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
Тадевосян Арам Татулович
СТО "Avtoservise52", Нижний Новгород

Аннотация: В работе приведена модель оптимизации мощности производственной структуры предприятия автосервиса. Разработана методика определения технико-экономических данных, необходимых для процесса оптимизации. Рассмотрены и определены условия использования модели, представлена общая методика определения возможного расширения производственной структуры. Модель базируется на использовании технико-экономического метода.
Ключевые слова: экономико-математические модели, оптимизационные процессы, система управления, малый бизнес

The use of economic-mathematical models in the management of service centers

Zaharova Svetlana Germanovna
Ph. D., associate professor of management and public administration, Lobachevsky national research state university, Nizhny Novgorod
Tadevosjan Aram Tatulovich
Avtoservise52, Nizhny Novgorod

Abstract: The paper presents the optimization model of power production structure of the service center. The method of determining the techno-economic data required for the optimization process. Reviewed and determined the terms of use of the model provides a General method of determining a possible expansion of the production structure. The model is based on the feasibility of the method.
Keywords: economic-mathematical models, optimization processes, management system, small business

Кардинальные институциональные преобразования в России, в первую очередь, направлены на принципиальное изменение качества жизни населения [1]. В качестве одного из показателей роста качества жизни населения можно рассматривать изменения коэффициента численности легковых автомобилей на численность постоянного населения той или иной территории. Постоянный рост автомобильного парка в России обусловил увеличение производственных мощностей по их содержанию, обслуживанию и сервису. Рост производственных мощностей происходит за счет  увеличения числа предприятий автосервиса, повышение уровня их технической оснащенности и профессионализма работников. Однако, следует отметить, что должного внимания эффективности управления на предприятиях малого бизнеса не уделяется. На данный момент остро встает вопрос использования в управлении малыми предприятиями, в том числе, автосервисами, оптимизационных экономико-математических моделей, направленных на обеспечение максимизации прибыли и снижение издержек [8]. Именно получение прибыли за счет реализации своих предпринимательских способностей в малом бизнесе рассматривается как один из источников повышения уровня жизни и благосостояния населения [2], кроме того расширяется перечень и уровень услуг по обслуживанию населения, что не может не отразиться на качестве его жизни.

Используя научное знание с целью исследования и управления предприятиями малого бизнеса необходимо научиться видеть и анализировать экономико-математические модели в процессах реальных событий, понимая их как математическое описание экономических процессов [3]. Умение формулировать математические задачи для решаемых стандартных экономических задач дает возможность принятия обоснованных решений.

Основным результатом деятельности предприятий малого бизнеса, в том числе автосервисов,  является их рыночные возможности эффективной политики по предоставлению определенного спектра услуг, которая обеспечивает рост прибыли. Благодаря внедрению экономико-математических моделей в практику управления открываются новые возможности решения вопросов, связанных с формированием ассортимента услуг и его управлением. Результатом эффективных управленческих решений можно рассматривать открывающиеся перспективы в развития предприятия в целом. Услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, как и любые другие услуги, чаще всего предоставляются средними и малыми предприятиями и организациями, в которых весьма редко используются экономико-математические методы в решении управленческих задач. Вместе с тем, использование экономико-математических моделей в управлении малых предприятий позволяет сформировать ассортиментную политику услуг т.е. разработать направления оптимизации продуктового ряда и ассортимента услуг, которым нужно отдать предпочтение для успешной работы на рынке, которые смогут обеспечить эффективность деятельности предприятий, предоставляющих услуги.

Существуют различные подходы и различные точки зрения на алгоритм формирования ассортимента [4]. Одним из наиболее предпочтительных подходов к формированию ассортимента является увеличение объема сбыта услуг с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли [5]. В этом случае необходимо учитывать следующие составляющие: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, особенности покупательского поведения, оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, критическая оценка осуществляемых услуг с позиции покупателя, решение вопросов о расширении или сужении ассортимента, рассмотрение предложений о создании новых товаров и совершенствование существующих, и многое другое.

Современные экономико-математические модели управления малым бизнесом, в том числе автосервисами, позволяют с новых позиций оценивать результаты деятельности предприятий, учитывая сбалансированность процессов управления, и степень использования технического и технологического оборудования в процессе оказания услуг и возможность расширения бизнеса. Признается, что ассортиментный потенциал предприятия является величиной динамичной, изменяющейся во времени и в соответствии с рыночной ситуацией в [6].

В рамках этого подхода станциям технического обслуживания и ремонта автомобилей для поддержки конкурентоспособности требуется использовать все возможности для расширения сферы услуг. Однако существует и другой подход к формированию ассортимента услуг, в рамках которого предусматривается максимизации прибыли за счет снижения издержек путем оптимизации ассортимента по внутренним затратам [7]. В этом случае необходимо понимание развития тех услуг, которые смогут принести максимальную прибыль, за счет отказа от более затратных по времени и сил услуг. Таким образом, достичь более высокой эффективности деятельности предприятия возможно за счет расширения и оптимизации экономических моделей управления. Для исследования выбрана известная экономико-математическая модель по оптимизации ассортимента услуг за счет оптимизации производственного потенциала, которая выражается расчетом затрат одного рабочего места. В качестве одной из исследуемых услуг рассмотрим услугу по ремонту двигателей и агрегатов автомобилей отечественного производства.

Задача по оптимизации ассортимента при условии оптимизации производственного потенциала предусматривает ряд допущений:

  • устанавливается, что каждое рабочее место без дополнительного оснащения оборудованием обладает одинаковым (усредненным) производственным потенциалом;
  • неизменной на определенном промежутке времени остается его производительность.

Принятые допущения позволяют выразить задачу оптимизации производственного потенциала в условных дополнительных рабочих местах, произведут дополнительный объем продукции, услуг. Это обстоятельство объясняется тем, что определенное количество рабочих мест произведет определенный объем услуг.

Общие затраты на производство услуг при повышении производственной мощности будут увеличиваться, но не пропорционально объему услуг, так как постоянные по предприятию затраты (на управление, содержание зданий, сооружений и т.п.) остаются неизменными. Общий объем производства услуг с увеличением численности условных рабочих мест будет расти и его можно выразить через производительность одного рабочего места.

С учетом приведенных объяснений на основе целевой функции определяется оптимальная численность дополнительных рабочих мест, что соответствует оптимальной производственной структуре предприятия. Для этого целевая функция представляется в следующем виде:

где все обозначения соответствуют показателям, представленным в таблице 1.

Значения показателей внесены в таблицу по результатам обобщенных данных 5 автосервисов г. Нижнего Новгорода за 2016 год.

Таблица 1. Исходные данные для анализа

№/п Показатель Обозначение Значение
1 Общий объем производства продукции, услуг к расширению производственной мощности, руб   7425320
2. Переменные удельные затраты на производство единицы продукции, услуги С 0,32
3. Фондовооруженность рабочего места, руб F 102000
4 Общие затраты на производство, услуг к увеличению производственной мощности Q 4826458
5 Производительность одного рабочего места Qd 114000

Для определения оптимального количества рабочих мест целевая функция дифференцируется, полученное выражение приравнивается к нулю, и уравнение решается относительно величины Qd.

Оптимизация проведена для СТО Autoservice52 (табл. 2).

Таблица 2.Определение оптимального уровня производства услуг за счет численности рабочих мест (при k = 0,05).

Количество рабочих мест Удельные затраты, руб.
использованиепроизводственного потенциала увеличениепроизводственного потенциала суммарныерасходы
1 0,6450 0,0135 0,6585
2 0,6402 0,0147 0,6548
3 0,6355 0,0171 0,6525
4 0,6309 0,0207 0,6516
5 0,6265 0,0255 0,6520
6 0,6222 0,0314 0,6536
7 0,6180 0,0385 0,6564
8 0,6139 0,0465 0,6604
9 0,6099 0,0555 0,6655
10 0,6061 0,0655 0,6716
11 0,6023 0,0764 0,6787
12 0,5987 0,0882 0,6868
13 0,5951 0,1008 0,6959
14 0,5916 0,1142 0,7058
15 0,5882 0,1284 0,7166
16 0,5849 0,1434 0,7283

Анализ расчетных данных показал, что минимальные суммарные удельные затраты на создание и функционирование дополнительных рабочих мест составляют 0,6516 руб. на один рубль услуги.

В соответствии с методикой оптимизации производственной структуры предприятия автомобильного транспорта оптимальным уровнем расширения участка ремонта двигателей и агрегатов является создание 4-х дополнительных рабочих мест при коэффициенте капитальных вложений на каждое следующее рабочее место за счет необходимости проведения капитальных работ (модернизация и монтаж оборудования, перепланировка помещений и т.п.) равном 0,05.

Анализ ближайших конкурентов показал, что внедрение результатов расчетов экономико-математических моделей, предусматривающих вложение средств в 4 дополнительных рабочих места, позволит СТО Autoservice52 получить  имеет более высокие конкурентные преимущества, чем ближайшие конкуренты. Средние суммарные расходы конкурентов приведены в таблице 3.

Таблица.3 Средние суммарные расходы ближайших конкурентов

  Autoservice52 Вилгуд АТЛ Genser ПихтинАвто Гиперавто
Средние суммарныерасходы 0,6516 0,72 0,74 0,69 0,752 0,698

Таким образом, при оптимизации производственных структур предприятия целесообразно учитывать максимальную производительность рабочего места элемента производственно-технической структуры, которая оценивается количеством автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых за единицу времени, и работами, которые будут выполняться исходя из единицы времени затраченными на нее. Не менее важным критерием оптимизации услуг является минимизация затрат на производство единицы услуги, предусмотренные функционированием и расширением производственной структуры предприятия. Модель показывает, как можно максимизировать прибыль снижая издержки, а также отказываться от не выгодных услуг, по критерию затраченных ресурсов. Оптимизация ассортимента за счет максимизации доходов от каждой товарной позиции на примере одного элемента производственной структуры, а именно, участка для ремонта двигателей и агрегатов, показала широкие возможности использования экономико-математических моделей. С позиций факторного подхода к доходам населения [9], внедрение научных методов принятия управленческих решений в управлении малым бизнесом, и в частности, экономико-математических моделей, открывает широкие возможности получения новых источников доходов, включающих не только повышение платы за труд, но и повышение доходов за вложенные капиталы в различные виды экономической деятельности.


Список литературы

1. Захарова С.Г., Кулагина Э.Н. Институциональные инновационные преобразования социальных отраслей муниципального района// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2-2. 2012. С. 141-149
2. Захарова С.Г. Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3. 2016. С. 7-16
3. Балацкий О.Ф. Экономический потенциал административных и производственных систем: Монография. – М.: Университетская книга, 2006. – 973 с.
4. Бережной В. И., Бережная Е. В. Методы и проблемы управления материальными потоками микрологистической системы автопредприятия. – Ставрополь: Интелект-сервис, 2012. – 155 с.
5. Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасних частей. – М.: Ось – 89, 2014. – 224 с.
6. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами. Учебное пособие/ МАДИ (ТУ). – М.:Моск.автом-дорожн.ин-тут, 2013. – 202 с.
7. Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе: учебное пособие / В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. – 304 с.
8. Новицкий Н. И. Организация производства на предприятиях.- М.: Финансы и статистика, 2012. – 39с.
9. Захарова С.Г. Факторный подход к управлению качеством жизни населения: социологический аспект //Экономические исследования и разработки. 2017. №1. С.70-77

Расскажите о нас своим друзьям: