Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №3 (6), 2018

УДК 334.02 (339.13; 339.162.4)

Дата публикации 30.09.2018

Стратегический анализ и планирование онлайн бизнеса по продаже электроники при помощи построения SWOT-матрицы (на примере АО «Связной Логистика»)

Мельникова Анна Сергеевна
канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, РФ, г. Пермь, dew244@yandex.ru
Бовыкина Анастасия Олеговна
Студентка 3 курса, направление: 38.03.01 «Экономика» профиль «Организация предпринимательской деятельности», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, РФ, г. Пермь, nastyabovykina18@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена стратегическому анализу и планированию онлайн бизнеса по продаже электроники. В рамках поставленной темы рассмотрена деятельность российской компании АО «Связной Логистика», осуществляющей продажу электроники и аксессуаров через онлайн сервис; представлен сравнительный анализ объекта исследования с одним из основных конкурентов. Проведен SWOT-анализ компании АО «Связной Логистика» и сформирована стратегия, которая позволит ликвидировать слабые стороны компании и повысить эффективность ее работы.
Ключевые слова: стратегическое планирование, online бизнес, конкурентоспособность, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны, продажа портативной электроники и аксессуаров, стратегия повышения эффективности

Strategic analysis and planning an online business selling electronics by constructing a SWOT-matrix (for example, JSC "The Messenger Logistics")

Melnikova Anna Sergeevna
Cand. Sci. (Econ.), associate Professor at the department of «Economics and finance», Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, Perm
Bovykina Anastasia Olegovna
Third-year student, direction: 38.03.01 "Economics" profile "Organization of entrepreneurial activity" , Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, Perm

Abstract: The article is devoted to strategic analysis and planning of online selling electronics business. Within the themes set by the Russian company JSC activity is considered "The Messenger Logistics", sells electronics and accessories through the online service; It presents a comparative analysis of the research object with one of its main competitors. Conducted SWOT-analysis of the company JSC "The Messenger Logistics" and formed a strategy that will eliminate the weaknesses of the company and increase its efficiency.
Keywords: strategic planning, online business, competitiveness, SWOT-analysis, strengths and weaknesses, sales of portable electronics and accessories, strategies for improvement

Сеть Интернет оказывает огромное влияние на современную экономику. Большинство компаний открывают свои представительства в интернете − корпоративные сайты, некоторые фирмы полностью переносят свой бизнес в интернет. Все больше жителей России и других стран по всему миру предпочитают осуществлять покупку товаров через интернет-магазины. Благодаря высокой популярности новейших гаджетов и всевозможных аксессуаров для них, магазины по продаже электроники оказались одним из самых успешных видов бизнеса. В последнее время стала обладать невероятной актуальностью тема исследования компаний, осуществляющих продажу портативной техники через онлайн-сервис. Конкуренция в сфере электронного бизнеса и сетевой экономики весьма высока, учитывая наличие большого количества крупных интернет-магазинов. В связи с этим конкурентное преимущество получают те интернет-магазины, которые разрабатывают стратегический план развития и более эффективно его реализуют в е-commerce[1].

Объектом исследования является компания, осуществляющая продажу электроники через сеть Интернет − АО «Связной Логистика».

Целью данного исследования является проведение SWOT-анализа, осуществление стратегического планирования онлайн-бизнеса по продаже электроники, выявление проблемных зон online бизнеса и предложение мероприятий по их устранению.

Методы исследования, представленные в работе, общенаучные, включающие: изучение информации по тематике статьи, ее сбор, переработку и систематизацию; описание; индукцию; дедукцию; обобщение; проведение сравнительного анализа.

Тему рынка продаж электроники и тему интернет-магазинов рассматривали в своих научных трудах такие специалисты, как: Я.В. Ахромов [1, с. 153], М.А. Баташева, Э.А. Баташева [2, с. 356], Е.В. Бочкова [3 с. 114], А.С. Селивесторов, Д.Е. Митрофанов, А.А. Будская, А.Д. Евстратов, К.А. Николаева [9, с. 292] и др. Тема SWOT-анализа находит отражение в научно-исследовательских работах следующих авторов: А.Г. Шайхиева, И.В. Пивоварова [6, с. 100], Г.А. Чилимбаева [10, с. 35] и др.

Компания АО «Связной Логистика» является лидером е-commerce в своем сегменте, продолжает активное развитие собственной платформы онлайн-продаж и реализацию стратегии омниканального развития[2]. В апреле 2018 года интернет-магазин svyaznoy.ru вошел в десятку рейтинга «Топ-100 интернет-магазинов России» [8].

Основными направлениями деятельности компании являются:

  • розничные продажи в салонах и через сеть Интернет (продажа смартфонов, планшетных компьютеров, устройств для доступа в интернет (модемы), квадрокоптеров, аксессуаров и других гаджетов);
  • предоставление расширенного спектра услуг (дополнительные гарантии на устройства, настройку и установку приложений, оплату интернета, цифрового ТВ, коммунальных услуги и т.д.);
  • оказание финансовых услуги (кредит на товар, оформление кредитных и дебетовых карт, приобретение страховых продуктов, осуществление денежных переводов и т.д.).

Деятельность компании нацелена на следующие группы клиентов: молодую «продвинутую» аудиторию, пользователей-новаторов (с 16 до 30 лет); аудиторию от 30 до 45 лет; аудиторию, предпочитающая классику и простоту (старше 45 лет).

Основными конкурентами являются следующие компании: «Билайн», «МТС», «ТЕЛЕФОН. RU», «Сотовый Мир».

Произведем сравнение компании АО «Связной Логистика» − бренд «Связной» (далее – «Связной») с одним из основных конкурентов − компанией ПАО «ВымпелКом» − бренд «Билайн» (далее – «Билайн»).

Таблица 1. Сравнение компаний, осуществляющих продажу электроники и аксессуаров через сеть Интернет, «Связной» и «Билайн»

Характеристика

Связной [8]

Билайн
(ПАО «ВымпелКом») [7]

Количество лет на рынке, лет

25

25

Количество магазинов, шт.
(на 2-ое полугодие 2018 года)

более 5 500

более 5 000

Представительство (территориальная распространенность)

 

1 300 городов России

 

12 стран мира

Количество сотрудников, чел. (на 2-ое полугодие 2018 года)

более 30 000

около 28 739

Объем продаж за 2017 год, млрд. руб.

 

92

 

236,5

Объем продаж через интернет-магазин за 2017 год, млрд. руб.

 

22

 

7,1

Ассортимент товара, кол-во товарных позиций (на конец сентября 2018 года)

 

более 15 000

 

более 13 500

Цены, руб. (например, iPhone 8 256 Gb) (на конец сентября 2018 года)

 

56 990

 

60 990

Бонусная программа (программа лояльности) (на конец сентября 2018 года)

Бонусная карта «Связной-клуб». Система накопления плюсов за покупки в «Связном» (возвращаются от 1% стоимости товаров в «Связном» и до 20 % у партнеров).
1 плюс = 1 руб. скидки.

Карта «Билайн». Карта объединяет различные банковские сервисы и финансовые технологии. Есть система накопления бонусов за покупки (1% от каждой покупки по карте и 15 % от покупки у партнеров Карты Билайн). 1 бонус = 1 руб. Бонусами можно оплатить услуги связи «Билайн» и до 90 % стоимости товаров в салонах сотовой связи «Билайн» или у партнеров (ЛитРес, kari).

Способ оплаты (на конец сентября 2018 года)

 

Наличными, банковской картой, электронный перевод, в кредит, плюсами программы «Связной-клуб».

Наличными, банковской картой, электронными переводами, подарочными сертификатами, бонусами по карте «Билайн», бонусами «Спасибо» от Сбербанка.

Условия доставки (на конец сентября 2018 года)

Стоимость 200 руб. На заказ свыше 2 000 руб. доставка бесплатная.

Все заказы с SIM-картами «Билайн» доставляют бесплатно. Доставка товаров на сумму более 3000 рублей также бесплатна. В других случаях стоимость доставки − 200 рублей.

Интерфейс сайта (дизайн и удобство) по 10 бальной шкале[1]                                                                                     

8

5

Доля негативных отзывов покупателей об интернет-магазине3, %

15

45

Количество подписчиков в ВКонтакте, чел.

760 891

619 147

Рейтинг Forbes «200 крупнейших частных компаний России»[2]

54 место

11 место

Рейтинг покупателей (ТОП-10 лучших интернет-магазинов электроники)

6 место
(Оценка клиентов 4,7 из 5)

Не попал в ТОП-10

Исходя из проведенного сравнительного анализа статистических данных, которые представлены в таблице 1 можно сделать вывод, что компании «Связной» и «Билайн» находятся примерно на равных уровнях развития. Их самое главное различие заключается в том, что компания «Связной» действует только в рамках российского рынка, а «Билайн» − это международная компания, осуществляющая деятельность в 12 странах мира, но в целом преимущественный перевес в сегменте продаж портативной электроники и аксессуаров на российском рынке все же имеет компания «Связной», которая превосходит «Билайн» по многим показателям, особенно стоит выделить такие показатели как: объем продаж через интернет-магазин («Связной» − 24% от общего объема продаж, в то время как у «Билайна» этот показатель составляет всего 3 %), совокупный объем продаж (у компании «Связной» этот показатель составил 92 млрд. руб., а у «Билайна» на 144,5 млрд. руб. больше); доля негативных отзывов покупателей (у «Связного» это значение составляет 15 %, а у «Билайна» доля недовольных покупателей в 3 раза больше); рейтинг покупателей («Связной» занял лишь 6 место из 10, а «Билайн»  и вовсе не попала в рейтинг ТОП-10 лучших интернет-магазинов электроники). Также стоит отметить уровень цен на идентичные товары, например, на сайте «Связного» смартфон iPhone 8 стоит на четыре тысячи дешевле нежели в интернет-магазине «Билайн».

Данная сравнительная характеристика (табл.1) была основана на оценке по пяти основным критериям: размер (вес) компании в данном сегменте рынка; насыщенность товарами; ценовое преимущество; ориентированность на клиентов; доля недовольных покупателей.

Таблица 2. Внутренние сильные и слабые стороны компании «Связной»

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабые стороны

Хорошая репутация

Высокая конкуренция

Достаточно низкие цены и широкий ассортимент

Перенасыщение рынка сотовыми телефонами

Наличие программы лояльности и регулярных акций

Слишком большое кол-во салонов сотовой связи

Высокое качество оказываемых услуг

 

Многолетний опыт работы

 

Возможность заказов через интернет-магазин

 

Большое количество положительных отзывов

 

Достаточное количество рекламы

 

Представленная выше таблица (табл. 2) демонстрирует, что внутренние сильные стороны компании «Связной» явно преобладают над слабыми сторонами.  Несмотря на имеющиеся трудности, «Связной» занимает довольно сильную и стабильную позицию на российском рынке и обладает хороший потенциалом для дальнейшего развития.

Таблица 3. Внешние возможности и угрозы компании «Связной»

Потенциальные внешние возможности

Потенциальные внешние угрозы

Открытие новых направлений деятельности

Снижение доходов населения (снижение платежеспособности)

Расширение ассортимента

Потеря клиентов в результате повышения цен на данный вид товара

Развитие маркетинговой деятельности (проведение новых рекламных кампаний)

Возможность прихода на рынок конкурентоспособных компаний, активизация существующих конкурентов

Увеличение числа клиентов

Изменение вкусов и потребностей клиентов

Выход на рынок СНГ

Инфляционные процессы

Исходя из таблицы можно сделать вывод, что компания «Связной» имеет равное количество потенциальных внешних возможностей и потенциальных внешних угроз. Для более детального анализа рассмотрим табл. 4.

Таблица 4. SWOT-анализ компании «Связной»

Сильные стороны

Описание

1

2

Хорошая репутация

Позволяет сохранять текущую позицию на рынке торговли портативной электроникой и аксессуарами, а также укреплять её.

Достаточно низкие цены и широкий ассортимент

Компания поддерживает привлекательность и доступность предлагаемых товаров среди покупателей различных категорий: как с низким доходом, так и для людей с высоким заработком.

Наличие программы лояльности и регулярных акций

Система вознаграждений постоянных покупателей помогает компании справляться с конкуренцией, привлекать и формировать группу постоянных клиентов.

 

Высокое качество оказываемых услуг

Поддержание клиентского сервиса на высоком уровне на сегодняшний день является одним из способов сохранения позиций на рынке. чем лучше сервис и качество предлагаемых услуг, тем больше вероятность сохранить уже имеющихся клиентов и завоевать расположение новых.

Многолетний опыт работы

Положительный имидж компании.

Возможность заказов через интернет-магазин

У покупателей вызывают особый интерес компании, которые предоставляют возможность совершать покупки на виртуальных торговых площадках, ввиду легкости использования сервисов, экономии времени и возможности совершать покупки из любой точки земного шара и в любое время. Это несомненно весомое конкурентное преимущество для компании.

Большое количество положительных отзывов

У новых клиентов складывается положительное впечатление о компании, создается доверие к ней.

Достаточное количество рекламы

Способствует повышению известности компании, стимулирует сбыт товаров по средствам: информирования покупателей о конкретном товаре или марке; эмоционально-психологического воздействия.

Внутренние слабые стороны

 

Высокая конкуренция

На рынке существует большое кол-во компаний, торгующих схожими или идентичными товарами. Любое изменение на рынке (повышение цены, понижение цены у конкурентов, более выгодные условия доставки у конкурентов) могут привести к снижению конкурентоспособности компании, к снижению доходов, рентабельности и т. д.

Перенасыщение рынка сотовыми телефонами

Отсутствует высокий спрос на данный вид товара. Компании придется понижать цену для привлечения клиентов.

Слишком большое кол-во салонов сотовой связи (их переизбыток)

Для компании это создает слишком большие расходы на функционирование этих торговых точек (аренда, коммунальные платежи, заработная плата работников и т.д.).

Потенциальные внешние возможности

 

Открытие новых направлений деятельности

Выход компании на новые позиции рынка, увеличение выручки от новых видов деятельности.

Расширение ассортимента

Привлечение новых клиентов, увеличение выручки.

Развитие маркетинговой деятельности (проведение новых рекламных кампаний)

Появление новых клиентов.

 

Увеличение числа клиентов

Может привести к усилению конкурентоспособности, улучшению экономических показателей (увеличение выручки, увеличение прибыли, повышение рентабельности и т.д.)

Выход на рынок СНГ

Осуществление деятельности на международной торговой арене поспособствует: увеличению потребительского рынка, увеличению каналов сбыта, заключению взаимовыгодных договоров с иностранными компаниями, привлечению иностранных партнеров и т.д.

Потенциальные внешние угрозы

 

Снижение доходов населения (снижение платежеспособности)

Это приведет к потере клиентов и снижению объемов продаж, что в результате поспособствует ухудшению состояния компании.

Потеря клиентов в результате повышения цен на данный вид товара

Снижение дохода компании.

Возможность прихода на рынок конкурентоспособных компаний, активизация существующих конкурентов

Уменьшение клиентской базы, снижение доходов, потеря компанией своей позиции на данном рынке.

Изменение вкусов и потребностей клиентов

Спад спроса на данный вид товара, его залёживание и как результат финансовые потери компании.

Инфляционные процессы

Смартфоны если и будут приобретать, то в большей степени только клиенты с высоким уровнем дохода.

Информация, представленная выше в табл. 4 дает подробное описание каждой внутренней сильной и слабой стороны компании «Связной», а также внешних потенциальных возможностей и угроз. Используя эти данные, построим SWOT-матрицу, которая представлена ниже в табл. 5.

Таблица 5. SWOT-матрица компании «Связной»

 

Возможности

Угрозы

1

2

3

Сильные стороны

- Добиться постоянного роста объема оказываемых услуг за счет рекламы, а в дальнейшем за счет расширения бизнеса.

- Хорошая репутация компании, наличие большого количества положительных отзывов, компании на данном рынке приводят к привлечению новых клиентов и увеличению доли постоянных покупателей.

- Нужно уменьшить уровень конкуренции и увеличить долю рынка путем выхода на рынки СНГ, а также увеличить ассортимент предлагаемых товаров и услуг за счет заключения договоров с новыми иностранными партнерами.

- Поскольку компания имеет сильных конкурентов, то велика угроза потери доли рынка. Чтобы избежать данной ситуации нужно с помощью рекламы донести до покупателей информации о преимуществах данной компании (о лучшем сервисе, более низких ценах, более широком ассортименте продукции и т. д.). 

- Компания может повысить свою конкурентоспособность используя свои преимущества − наличие и эффективная работа интернет-магазина, а также наличие программ лояльности клиентов и акций. 

- Компании необходимо усиливать свои позиции в интернет торговле, а также продолжать применять существующие бонусные программы. В интернет-магазине товары имеют более низкую стоимость в отличии от магазинов розничной торговли. Поэтому при повышении рыночной цены на портативные электронные устройства и аксессуары у компании, которая использует тандем из электронной торговли и системы поощрения клиентов ниже риск потери некоторой доли клиентов.

Слабые стороны

- Расширение деятельности компании, которая включает в себя увеличение ассортимента товаров, позволит привлечь новых покупателей.

Сокращение числа салонов розничной торговли и перевод большей доли бизнеса в сеть Интернет приведет к снижениям расходов и высвобождению некоторой части оборотных средств, которые компания может вложить в развитие своей деятельности (открытие новых видов деятельности, расширение ассортимента, выход на международный рынок и т. д.).

- Перенасыщенность рынка препятствует увеличению доли рынка. Нужно предоставить покупателю новый, качественный, уникальный товар либо прейти на другой рынок.

 

 

 

 

 

 

 

Проведенный SWOT-анализ показал, что в компании «Связной» задействованы практически все внутренние сильные стороны. А вот слабые стороны компании защищены не в полной мере, например, такие как: большое число конкурентов и перенасыщенность рынка электроники.

Исходя из полученных данных составим стратегии, которые позволят ликвидировать слабые стороны компании и повысят эффективность ее работы. Стратегия повышения эффективности деятельности компании сотового ритейла «Связной» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Стратегии повышения эффективности деятельности компании «Связной»

Для устранения существующих проблем компании необходимо предпринять ряд ниже описанных мер, соответствующих номерам стратегии решения проблем на рис. 1.

1. Выход на рынок СНГ. Стратегия позволит компании наладить новые каналы сбыта, а также обзавестись новыми поставщиками. Это даст возможность ввоза в страну нового вида товара, который не представлен в товарном ассортименте конкурентов, или более дешевого товара.

2. Увеличение ассортиментного ряда и снижение цен. Необходимо предоставить достаточный выбор бюджетных моделей смартфонов, персональных компьютеров и прочей портативной электроники. Небольшой выбор портативной электроники премиум класса и своевременное обновление новыми моделями. Широкий выбор и своевременное обновление недорогих аксессуаров высокого качества.

3. Усиление ориентированности на клиентов. Компания должна осуществлять свою деятельность, исходя из конъектуры рынка. Необходимо правильно формировать ассортимент в магазине и менять его исходя из потребностей и возможностей покупателей. Компании «Связной» следует уделить особое внимание отбору новых сотрудников, а также внедрению системы эффективного обучения и подготовки сотрудников. При отборе соискателей следует отдавать предпочтение тем, кто умеют и любят работать с людьми, обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, доброжелательности, и демонстрируют позитивный настрой, хорошую обучаемость, умеют решать проблемы и желают повышать свой профессиональный уровень.  Обучать работника, который не обладает вышеперечисленными качествами, бесполезно [4, с. 248].

4. Продвижение бренда «Связной». Компании необходимо в будущем активно использовать рекламу, разработать логотип и слоган, повышать качество оказываемых услуг, разработать привлекательный дизайн салонов сотовой связи и т. д.

5. Развитие торговли через сеть Интернет. В рамках стратегии необходимо усовершенствовать сайт интернет-магазина, сделать его зрительно более привлекательным и более удобным для покупателей, улучшить условия доставки и т. д.

6. Необходимо предоставить покупателям новый, качественный, уникальный, высокотехнологичный товар (например, ввести на российский рынок новую марку смартфона, которой еще не было до этого момента на рынке, и которая привлечет внимание покупателей) или же в противном случае уйти с этого рынка.

Значение стратегии, которая позволяет организации в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых возможностей для бизнеса, изменение конъектуры рынка, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий и прочие факторы привели к возрастанию значимости выработки стратегии развития организации.

Для того чтобы добиться эффективного функционирования, организация должна разработать оптимальную стратегию, которая, в свою очередь, должна основываться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели стратегического планирования, например, PEST, SWOT-анализ, портфельный анализ, отраслевой анализ, модель пяти сил конкуренции М. Портера и др. [5, с. 112]

В статье был проведен SWOT-анализ компании «Связной». В результате были выявлены сильные и слабые стороны данной организации, а также возможности и угрозы развития компании. Проведенный SWOT-анализ показал, что в компании «Связной» задействованы практически все внутренние сильные стороны, а слабые стороны компании защищены не в полной мере, например, такие как: большое число конкурентов и перенасыщенность рынка мобильных телефонов. Исходя из полученных данных была составлена стратегия, которая позволит ликвидировать слабые стороны компании и повысить эффективность ее работы, состоящая из шести пунктов.

Несмотря на имеющиеся трудности, «Связной» занимает довольно сильную и стабильную позицию на российском рынке онлайн торговли и обладает хорошим потенциалом для дальнейшего развития.

Интенсивное развитие мобильного интернета в России в течении последних десяти лет оказывает эффект катализатора в процессе развития онлайн продаж. Относительно низкие финансовые затраты на приобретение оборудования, которое обеспечивает удаленный доступ в сеть Интернет, распространение 4G-технологии служат стимулом увеличения числа потребителей в секторе онлайн-продаж.

Онлайн торговля предполагает процесс реализации товаров и услуг с помощью специальных электронных площадок, которые предоставляют возможность оформления и оплату заказа в дистанционной форме. Расширение e-commerce, вытеснение традиционных форматов ведения бизнеса представляют собой одну из ведущих мировых тенденций развития экономики, стимулируя процессы глобализации, стирания национальных границ, ускорения информационного обмена.


Список литературы

1. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции // Учебное пособие для вузов. – Оникс, 2007. – С. 153.
2. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. − 2015. − №21. − С. 355-358. – URL: https://moluch.ru/archive/101/22986/ (дата обращения: 05.10.2018).
3. Бочкова Е.В. Обзор рынка Интернет-торговли в России / Е.В. Бочкова, В.Д. Галкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4. – С. 113-115.
4. Верховод В.Н. Клиентоориентированность в сложноструктурированных системах // Молодой ученый. − 2017. − №22. − С. 247-249. − URL https://moluch.ru/archive/156/44246/ (дата обращения: 10.10.2018).
5. Мельникова А.С. Концепция информационно-коммуникационного регулирования электронного правительства России и секторов цифровой экономики: G2G, G2C, G2B / А.С. Мельникова, А.В. Синягина // Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике [Электронный ресурс]: материалы X Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2017 – С. 110-116.
6. Мельникова А.С. Оценка позиций туристической деятельности в Российской Федерации с применением метода стратегического планирования на основе проведенного SWOT-анализа / А.С. Мельникова, А.Г. Шайхиева, И.В. Пивоварова // The modern world: experience, problems and prospects: материалы II Международной научно-практической конференции (США, Калифорния, г. Лос-Гатос, научная общественная организация «Профессиональная наука», 31 окт. 2016 г.) / Научная общественная организация «Профессиональная наука». 2016. – С. 92-101.
7. Официальный сайт компании «Билайн» [Электронный ресурс]. URL: https://perm.beeline.ru (дата обращения: 05.10.2018).
8. Официальный сайт сети магазинов электроники «Связной» [Электронный ресурс]. URL: https://www.svyaznoy.ru (дата обращения: 05.10.2018).
9. Селиверстов А. С., Митрофанов Д. Е., Буцкая А. А., Евстратов А. Д., Николаева К. А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. − 2017. − №6. − С. 291-293. – URL: https://moluch.ru/archive/140/39451/ (дата обращения: 05.10.2018).
10. Чилимбаева Г. А. SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем в процессе // Молодой ученый. − 2014. − №8.1. − С. 33-35. − URL https://moluch.ru/archive/67/11476/ (дата обращения: 10.10.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: